Концепция врожденной одаренности


 Интересна концепция врожденной одаренности, предложенная В.В. Клименко. По
его словам, задатки (чувствительность человека) обеспечивают около 10 млрд.
сенсорных каналов односторонней связи с окружающей средой. Такая
чувствительность достигается необыкновенной оснасткой человеческого тела:
рецептором, воспринимающим энергию и информацию как извне, так и из самого
тела; кондуктором - проводником воспринятого; участком мозга, где
осуществляется (или не осуществляется - просто сохраняется) превращение их в
факт сознания. Таким образом, потенциально из задатков человека может быть
создано столько работающих способностей, сколько существует каналов связи
между окружающей средой и человеком с его внутренним миром. Однако реально
количество способностей зависит от организации учения и деятельности
человека. Иллюстрацией может послужить такой простой пример: у человека
существуют мышцы, которые могут шевелить ушами, но реально делать это умеет
один из тысячи, у всех остальных этот задаток - потенциальная
нереализованная способность. Многие люди страдают отсутствием звуковысотного
слуха и т. д.
Таким образом, способности - процесс материализации исполнительными органами
психики и моторики природной чувствительности и смыслов отраженного в
предметные конструкции.
Материализация продуктов чувствительности состоит из трех видов способностей:
·     способности отражать внешний мир и себя в нем как мыслящей частицы
природы (мы слышим, видим, нюхаем и т. д. - все органы чувств работают на
этот процесс);
·     способности проектировать внешнюю среду, в том числе и себя (создание
иной, рукотворной природы мысленно, работой воображения, создание гипотез -
завтра сделать то- то и то-то. );
·     способности создавать в процессе своей деятельности продукты и
предметы, удовлетворяющие устремления и потребности человека, и
перерабатывать себя изнутри по меркам гармонии (реализация замыслов,
конкретные действия с конкретными вещами и предметами).
Способность отражения и психомоторику человек научился усилять многократно с
помощью огромного множества приборов, устройств, машин: от обыкновенных очков до космических станций. Но способность к созданию, а особенно к творчеству, пока еще не усиливается ничем. Необходимо заметить, что в психологии чувствительность и способности изучаются как относительно самостоятельные элементы психики, сознания и деятельности человека. Рассматриваются под углом зрения совокупности и последовательности действий (умственных и психомоторных), благодаря которым получается более или менее точное отражение предметов и явлений, привлеченных к процессу деятельности.
Таким образом, назрела необходимость поставить в психологии на смену
тенденции аналитической другую - целостность. Нужно повернуться к человеку, к
пониманию, что в нем все взаимосвязано и от природы гармонично. И главная
целостность любой деятельности и ее технологии - человек, в котором
чувствительность,  способности и механизмы неделимы. Где механизмы - это
объединение способностей, крепко связанных между собой, систематизирующих
разнообразное содержание отраженного человеком и удерживающее его в едином
целом.
Человеческая психика и психомоторика обладает неисчислимыми возможностями
создания механизмов. Они - новообразования, не закрепленные ни за
определенным органом чувств, ни за конкретной способностью: это - система
способностей со свойствами, которыми не обладает не одна из составляющих
целостности. Причем это новообразование одновременно действующее и познающее: действуя - человек познает, а, познавая - действует, решает задачи умственные и психомоторные. Количество механизмов может быть бесконечное множество. Изменяя условия работы человека, мы создаем тем самым новые механизмы, новые способы действий. Одним из таких механизмов, безусловно, является талант. Сущность таланта состоит в способности к действию, его не следует выискивать ни в особых мозга, ни в конструкции тела, ни в каких-то других способностях. Талант - это человек, оригинально решающий всем известные задачи.


Комментариев нет:

Отправить комментарий