Человеческие способности как психологические свойства личности


Перейдем непосредственно к рассмотрению способностей человека как
психологических свойств личности.
Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания
(структуре ) и степени развития.
Качество способностей определяется той деятельностью, условием успешного
выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он
способен, а к чему способен, то есть указывают качество его способностей. По
качеству способности делятся  на математические, технические, художественные,
литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и т. д.
По широте различаются общие и специальные способности.
Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного
выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К ним относятся,
например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма у музыканта,
"оценка пропорций" у художника, педагогический такт у учителя и т. п. Общие
способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность, как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности, распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Эти способности поэтому принято называть общими. Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая способность. Благодаря ей человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливает самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что-то новое, оригинальное.
Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного
выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей,
которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное
сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо
деятельности, называется одаренностью.
Очень важно исследовать вопрос о том, какие способности являются "ключевыми",
ведущими для каждого вида деятельности. Это помогает найти наиболее
действенные методы формирования у людей таких способностей и повышения общей культуры и результативности труда.
Благодаря качественному своеобразию сочетания способностей у различных людей
для всякого творчества характерна его индивидуальность и самобытность. Без
этого были бы немыслимы творческий прогресс, все многообразие продуктов
творчества людей. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей надо не
игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и
одаренности, а развивать его, применяя к учащимся различные методы
индивидуального воздействия.
Многолетние исследования творческой деятельности, в частности, структуры
одаренности, равно как и работы целого ряда известных авторов, дают
определенные основания для попытки построения некоторых новых теоретических
положений относительно динамики и организации творческого процесса, сущности
творчества.
Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно предопределенных
возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции одаренности -
максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех
случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно
творческого подхода.
Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко
проецируемых вовне (проявляющихся в деятельности) возможностей - мнений,
навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через
функционирование стратегий планирования и решения проблем.
В целом же можно представить одаренность как систему, включающие следующие
компоненты:
1.    биофизиологические, анатомо-физиологические задатки;
2.    сенсорно - перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью;
3.    интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать
новые ситуации и решать новые проблемы;
4.    эмоционально - волевые структуры, предопределяющие длительные
доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;
5.    высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и
целый ряд других.
А. М. Матюшкин выдвинул следующую синтетическую структуру творческой
одаренности, включая в нее:
1)  доминирующую роль познавательной мотивации;
2)  исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении
нового, в постановке и решении проблемы;
3)  возможности достижения оригинальных решений;
4)  возможности прогнозирования и предвосхищения;
5)  способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие
этические, нравственные, интеллектуальные оценки.
При этом А. М. Матюшкин считает принципиально важным отметить, что
одаренность, талантливость необходимо связывать с особенностями собственно
творческой деятельности, проявлением творчества, функционирования
"творческого человека". Его исследования также позволили ему выделить в
системе творческого потенциала следующие составляющие:
¨  задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности,
определенной выборочности, предпочтениях, а также в динамичности психических
процессов;
¨  интересы, их направленность, частота и систематичность их проявления,
доминирование познавательных интересов;
¨  любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению и
поиску проблем;
¨  быстрота в усвоении новой информации, образование ассоциативных массивов;
¨  склонность к постоянным сравнивания, сопоставлениям. выработке эталонов
для последующего отбора;
¨  проявление общего интеллекта - схватывание, понимание, быстрота оценок и
выбора пути решения, адекватность действий;
¨  эмоциональная окрашенность отдельных процессов. эмоциональное отношение,
влияние чувств на субъективное оценивание, выбор, предпочтение и т. д.;
¨  настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие,
систематичность в работе, смелое принятие решений;
¨  интуитивизм - склонность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам;
¨  сравнительно более быстрое овладение умениями, навыками, приемами,
овладение техникой труда, ремесленным мастерством;
¨  способности к выработке личностных стратегий и тактик при решении общих и
специальных новых проблем, задач, поиск выхода из сложных,  нестандартных,
экстремальных ситуаций и т. п.
Несколько по-другому, более интегрально можно представить проявление
одаренности через:
1.   доминирование интересов и мотивов;
2.   эмоциональную погруженность в деятельность;
3.   волю к решению к успеху;
4.   общую и эстетическую удовлетворенность от процесса и продуктов
деятельности;
5.   понимание сущности проблемы, задачи, ситуации;
6.   бессознательное, интуитивное решение проблемы ("внелогическое");
7.  стратегиальность в интеллектуальном поведении  (личностные возможности
продуцировать проекты);
8.   многовариантность решений;
9.   быстроту решений, оценок, прогнозов;
10.искусство находить, выбирать (изобретательность, находчивость).
Проявление творческого поиска можно представить по следующим признакам:
реконструктивное творчество; комбинаторное творчество; творчество через
аналогии.
Проявление интеллекта представляется возможным фиксировать по: пониманию и
структурированию исходной информации; постановки задачи; поиску и
конструированию решений; прогнозированию решений (разработки замыслов
решения), гипотез.
Уровни достижений можно определять по задачам, которые ставит перед собой
субъект, или же по самим достигнутым успехам, и здесь уместно выделить три
условия:
I.    желание превзойти существующие достижения (сделать лучше, чем есть);
II.  достичь результата высшего класса;
III. реализовать сверхзадачу (программу-максимум) - на грани фантастики.
В плане эмоционального реагирования на выполнение деятельности, увлеченности
можно выделить три типа: вдохновенный (иногда эйфорический); уверенный;
сомневающийся.
Таким образом, предлагаемая структура довольно многообразно описывает
различные типы одаренности, их доминирующие характеристики, своеобразие
сочетаний наиболее важных качеств. Все то, что относится к общей творческой
одаренности, имеет непосредственное отношение и к различным видам специальной
одаренности - научной, технической, педагогической, художественной и т. д.;
но при этом мы имеем дело с проявлением определенных доминантных качеств,
особенностей, характеризующих специфику творчества в конкретной сфере
человеческой деятельности.


Комментариев нет:

Отправить комментарий