Способность и одаренность в младшем школьном возрасте


Всем  приходилось  слышать  о  вундеркиндах,  еще  в  дошкольные  годы  поражающих своими удивительными способностями. Но как они проявляют  себя  в дальнейшем?                                                                                                                                   С одной  стороны,  многие  выдающиеся  люди  уже  в  детстве  блистали незаурядными способностями. Основатель кибернетики Н.  Винер  так  и  назвал свою автобиографическую книгу: «Бывший вундеркинд»  (он в 12 лет  поступил  в университет, а в 14 лет  уже  имел  первую  ученую  степень).                
   Вундеркиндом, например, считался Виктор Гюго, который в 15  лет  получил  почетный   отзыв французской академии. Иначе как вундеркиндами не назовешь  А.  Грибоедова  и  И. Мечникова: : Грибоедов 11-ти лет поступил в Московский университет,  а  15-ти лет уже окончил два  отделения  (словесное  и  юридическое)  философского факультета; у Мечникова любовь к природе  проявилась  с  детских  лет;  едва начав учиться, он писал «сочинения»  по  ботанике  и  «читал  лекции»  своим братьям  и  другим  детям;  очень  рано  овладел  микроскопом;  еще  будучи гимназистом, стал печататься в научных журналах, в  том  числе  иностранных.
«Бывшими вундеркиндами»  нельзя  не  назвать  не  только  ряд  великих  людей прошлого,  но  и  некоторых  наших  замечательных  современников.  Известный руководитель научного центра в городе Дубне академик Н. Боголюбов в  12  лет окончил  среднюю  школу. Один  из  крупнейших   математиков   современности академик Н. Виноградов вспоминает: «Писать и читать  выучился  в  три  года. Сам». Таким образом, ранний, «из  ряда  вон  выходящий»  подъем  умственных способностей может быть предшественником  подлинного таланта. Но, с другой стороны, выдающиеся умственные проявления  ребенка  могут оказаться лишь чем-то временным.  В ходе  возрастного  развития  -  вместе  с укреплением и обогащением свойств интеллекта, подъемом их на  новый  уровень - происходит и ограничение, а то и утрата  некоторых  детских  возможностей.                                                  
 Что  же  такое  одаренность  в  младшем   школьном   возрасте?   Как определить проблески ли  это  будущего  таланта  или  хорошая  подготовка  к учебной  деятельности?  Как  рассмотреть  специфику  способностей  и  помочь ребенку развить их?                                                                                                                Младший школьный  возраст  -  период  впитывания,  накопления  знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной  жизненной функции  благоприятствуют  характерные  способности  детей  этого возраста: доверчивое    подчинение     авторитету, повышенная  восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того,  с  чем  они сталкиваются.  У  младших  школьников  каждая  из  отмеченных   способностей выступает,  главным   образом,   своей   положительной   стороной,   и   это неповторимое своеобразие данного возраст.                          
 Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при  этом разную степень выраженности  у  отдельных  детей  той  или  иной  возрастной черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно  сказываются на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший  ход  общего развития.                                                                                                                           Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям,  расположенность  к усвоению  очень  важная  сторона  интеллекта,   характеризующая   умственные достоинства и в будущем.                                                                                                                              Чрезвычайно  трудно  оценить  действительное  значение  проявляемых  в детстве признаков способностей  и  тем  более  предусмотреть  их  дальнейшее развитие.  Нередко  обнаруживается,  что   яркие   проявления   способностей ребенка,  достаточные  для  начальных  успехов  в  некоторых  занятиях,   не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.                                                                                              
 Однако, ранние признаки способностей не могут  оставлять  равнодушными родителей, педагогов - ведь они могут указывать  на  предпосылки  подлинного таланта.                                                                                                                           Чтобы лучше понимать таких детей, нужно прежде всего знать и учитывать возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных  сил по  мере  взросления  можно  наблюдать  у   всех  детей.  У  несмышленыша, совершенно   беспомощного  при  рождении,  за  немногие   годы,  поначалу  с помощью и под руководством старших,- формируются  сложнейшие  свойства  ума, бесчисленные навыки, многообразнейшие чувства... Обогащение психики  идет  в таком  темпе,  который  будет  уже  недоступен  в  зрелые  годы.  Детство  - неповторимая по своим  возможностям   пора   развития.  Об  этих  возрастных условиях роста способностей и нужно сказать  прежде  всего,  а  именно  -  о таком  важном  компоненте,  как  сила  нервной  системы  (о  ней  судят   по способности  выдержать интенсивную  или длительную нагрузку на  нервную систему). Детей отличает (и чем  младше  ребенок,  тем  в  большей  степени) относительная слабость, малая выносливость,  истощаемость  нервной  системы.                          
  Специальные исследования показали, что эта возрастная слабость  (когда  даже небольшие воздействия вызывают  сильную реакцию) - не только недостаток,  но и достоинство - именно она обусловливает детскую впечатлительность,  живость восприятия. С годами нервная система  крепнет  в  разной  степени  у  разных детей  -   а   вместе   с   тем   и   снижается   детская   непосредственная восприимчивость.  С возрастом  происходит  не  только  увеличение   возможностей,  но  и ограничение, а то и утрата  некоторых ценных особенностей  детской психики.Но не только свойства нервной системы -  вся  душевная  организация  у детей во многом иная, чем у взрослых. Это очень важно!                                                                                                                             В трудах Н. Лейтеса раскрыт механизм возрастной чувствительности,- той особой  отзывчивости  на  окружающее,  которая  каждый  раз  «на  свой  лад» свойственна любому возрасту детства. Она  может  проявляться  в  своеобразии реагировании, в большей или меньшей яркости воображения,  в  избирательности внимания. Неодинаковость возрастной чувствительности приводит к тому, что  в отдельные  периоды  детства  возникают  наиболее  благоприятные   внутренние условия для развития психики  на  каких-то  главных   для  этой  поры  жизни направлениях.  А  значит,  происходит   и   подъем    соответствующих   этим «направлениям»  способностей.                                                                                                                         О том, как это проявляется в ту пору детской жизни,  когда  происходит освоение родного языка, описал К. Чуковский в знаменитой книге «От  двух  до пяти». Но вот что интересно: непрестанная  готовность  к  языкотворчеству  - особое состояние детской психики,  позволяющее  успешно  овладевать  формами языка  и  мышления,   затем  постепенно  или  резко  идет  на  убыль.   Если вследствие каких-либо исключительных условий  формирование  речи  происходит не в эту пору жизни, не в свои обычные сроки (например, если ребенок  первые годы  жизни  находился  в  глухонемой семье), то в дальнейшем - и при  самом благоприятном  речевом  окружении!  -  развитие  речи  крайне  затрудняется.                                              Казалось бы, ведь ребенок стал старше, «умнее», так и трудностей в  освоении языка у него должно быть меньше? Но на самом  деле  получается  наоборот,  и причина  в том, что уже прошел, оказался упущенным тот  период,  когда  были наиболее подходящие для этого возрастные возможности.                                                  
  На каждом этапе  детства  -  свои  предпосылки  умственного  роста.  В младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и  способность запоминать,  вбирать.   И,  судя   по  всему,  имеются  для  этого  поистине необыкновенные данные. Дело тут не только в свойствах памяти.  Для  учеников младших  классов велик авторитет учителя - и очень заметен у них настрой  на то, чтобы исполнять его  указания, делать   именно  так,   как  надо.  Такая доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению. При    этом  неизбежная  подражательность в  начальном  учении  опирается  на  интуицию ребенка  и  его  своеобразную  инициативу.  В  те  же  годы   дети   нередко обнаруживают склонность  поговорить:  рассказать  обо  всем,  что  видели  и слышали в школе, на прогулке, по телевизору, прочли  в  книжке,  в  журнал.      
   Потребность поделиться, снова оживить  в  сознанием то,  что  было  с  ними недавно, может свидетельствовать о силе впечатлений - дети как бы  стремятся с ними освоиться. Все это - неповторимые  внутренние  условия  приобщения  к учению. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие  необходимых предпосылок словесного мышления, направленность  умственной  активности   на то, чтобы повторить, внутренне  принять,  создают  благоприятнейшие  условия для  обогащения и развития психики.                                                                                       Об особых возможностях учения в эту пору жизни свидетельствуют  многие факты. Так,  психологами  было  проведено  сравнение  особенностей  усвоения иностранного   языка    второклассниками    и    пятиклассниками,    впервые приступившими к занятиям по этому предмету.                                      
 Оказалось, что  превосходство  подростков  в  уровне умственного развития  и нервной выносливости  не  обеспечивают  им  большего успеха. Большие  успехи в усвоении языка обнаружили  младшие  школьники  -  в  частности,   за  счет свойственной  их  возрасту  своеобразной  речевой  активности.   На   уроках иностранного языка они гораздо охотнее пробуют   применять   новую   лексику и  не освоенную еще  фонетику,  они  не  боятся  ошибиться  -  активность  в иноязычной речи является частью их общей потребности  в  словесном  общении, еще   не   подверженной   действию   многих    психологических    “тормозов” подросткового возраста. Значит, по отношению  к  иностранному  языку  вполне можно говорить об особой возрастной чувствительности.                                                                         Переход от одного возрастного периода к  другому  означает  не  просто усиление, обогащение психических свойств, но и их  подлинное  преобразование - затухание, прекращение действия одних особенностей и возникновение новых.              
  В этом -  специфика   детства.  Именно  в  годы  созревания  возникают своеобразные состояния психики, когда  обнаруживаются    особые  возможности для проявления  и   установления  тех  или  иных  сторон  интеллекта.  Можно говорить о возрастной одаренности, имея в виду эти, обусловленные  возрастом предпосылки развития.                                                                                                      Каждой ступени детства присуща своя и  для  последующих  возрастов  не характерная готовность, расположенность к умственному росту. С точки  зрения предпосылок развития дети как бы  одареннее  взрослых;  но  очень  важно  не упустить эти, на время возникающие внутренние условия развития.                
 Чтобы понять,  каков  «вклад»  тех  или   иных  возрастных  свойств  в формирование способностей, следует иметь в виду, что возрастные  особенности не только сменяют,  вытесняют друг друга, но могут  в  какой-то      мере  и закрепляться, оставлять необратимый след. При этом у каждого ребенка -   по- своему, в той или другой степени.                                                                                                                                    В вопросе о воспитании одаренных детей большая  ответственность  лежит на специалистах: воспитателях детских садов, учителях,  детских  психологах. Они должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание.                              
Но  ребенок  с  ранним  расцветом  интеллекта   встречает   трудности, непонимание далеко не только дома, в кругу семьи, но и  в  школе,  где  всех учат одинаково, и учение начинается,  зачастую,  с  того,  что  ему  уже  не интересно.                
  Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно  в  классе после первых  же  уроков.  Уже  умеющие  читать  и  считать,  им  приходится пребывать  в  безделье,   пока   другие   осваивают   азбуку   и   начальные арифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того, как  ведется преподавание. Некоторые педагоги учат не просто  навыкам,  например,  чтения или письма, но одновременно уделяют внимание   анализу   соотношения  звуков и  букв, а  также истории  слов, то есть в какой-то мере вводят  учеников  в теорию языка. Такое развивающее обучение  несет в себе  нечто  новое  и  для самых сильных учеников (для них оно может быть особенно привлекательно),  но беда наших школ в том, что даже самый лучший  учитель, имея дело   с   целым классом,   лишен  возможности ориентироваться на  тех, кто  идет впереди...                                                                                                                       Речевая деятельность - это фундаментальная деятельность  человека,  в ней скрыты  богатейшие  возможности  развития  личности,  сознания,  всех познавательных возможностей человека.                                                                                      
Особенности речевой деятельности состоят:                                                                            
-   в восприятии человеческой речи других;                                                                                
 -   в выражении им собственных мыслей, суждений, переживании;                                            
 -   в активном воздействии на слушателей, собеседника.                                                
Через общение в речевой деятельности человек может выразить  богатство  и бедность содержания своей жизни, её мотивы, направленность, может познать самого себя. От развития речевой деятельности зависит общая и специальная (научная, техническая, эстетическая) культура  человека.  Низкий  уровень этой деятельности является показателем недостаточного развития.                                                          
Уже с первого класса выявлялись  дети,  которые  отличались  от других  по  восприятию  окружающего  мира.   Они   воспринимали   всё   с эмоциональностью, у них существовала  потребность  оживить,  очеловечить, наделить душой, словом, поведением всё, что их окружает. Такая яркость  и индивидуальность восприятия - одна  из  черт  художественного  восприятия мира, эстетического отношения к окружающему. У  таких  детей  проявляется особая способность к отдельным  предметам,  но  и  отвращение  к  другим.                                                    Односторонность ума представляет  собой  один  из  характерных  признаков одарённости.                                                                                                                Главное:  организовать  умственное   воспитание   одарённого ребёнка с младенчества и на всём протяжении обучения так, чтобы имеющиеся задатки были реализованы в соответствующих способностях как можно полнее.


Комментариев нет:

Отправить комментарий