Одаренные дети как общественный феномен


"Одаренные дети как общественный феномен. Развитие способностей у одаренных детей младшего школьного возраста"
Введение
Тема одаренных и талантливых детей - одна из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс  страны, да и благополучия общества во многом зависят от интеллектуального потенциала людей. Нельзя пренебрегать заботой о том, чтобы сберечь и развивать ростки необычных способностей. Ученики, проявляющие особые умственные возможности, могли бы своевременно получать более углубленное образование и раньше включатся в творческую жизнь.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту исследовательских работ в этой области.

Объектом исследования - является общая одаренность детей в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования – проявления и развитие общей одаренности детей на этапе обучения в школе.

Цель исследования – разработка психологических оснований системы развития общей одаренности детей в обучении в младшем школьном возрасте.

Основные исследовательские задачи:

Провести теоретико-методологический анализ истории и современного состояния проблемы обучения и развития одаренных детей в школьном возрасте.

Разработать психологические основания и концептуальную модель развития общей одаренности детей в условиях школьного обучения.

Изучить особенности интеллектуального, творческого и мотивационно-личностного развития школьников с разным уровнем общей одаренности

Определить значение исследовательской позиции личности в развитии общей одаренности, изучить особенности ее становления у школьников с разным уровнем общей одаренности у одаренных мальчиков и девочек младшего  школьного возраста, а также влияние условий обучения и особенностей семейного воспитания на ее развитие.

5.Выявить влияние школьного обучения, основанного на разработанной  системе развития общей одаренности детей.

 6.Проанализировать теоретические аспекты исследования способностей и  одаренности в младшем школьном возрасте;

7.Выявить изменения социальной ситуации, влияющие на развитие детей младшего школьного возраста

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время, когда информация меняется каждые пять лет, а порой и чаще.

Нынешним школьникам приходится вмещать столько в свою память, что порой их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.

В этой связи хочется отметить работы известного психолога, доктора психологических наук Н. Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологии. Многие психологические принципы развития творчества у детей младшего школьного возраста выдвинули Н.Н. Поддьяков, Д.Н. Узнадзе,  А.В. Запорожец, А. Матюшкин.

Огромную работу, как теоретик проделал В.А. Моляко. Он глубоко изучил проблемы психологии творчества. Особенно ценна его разработка подхода к изучению одаренности, где он наиболее полно структурировал это психологическое явление.

Свои психологические модели были разработаны и рядом западных психологов: Дж.Гилфорд, Э.Де Боно, Дж. Галлаир, Дж. Рензулли, П. Торренс. Однако доступ к трудам этих авторов к сожалению сильно ограничен. Поэтому в изучении данного вопроса приходится больше опираться на таких столпов русской, советской психологии как Б.М. Теплов, С.Л. Рубенштейн и др.

Интересные исследования в области физиологии одаренных, гениальных людей провел доктор биологических наук, профессор В.П. Эфроимсон. Как правило, знание механики любого явления позволяет более точно судить о его проявлениях.

Можно  также отметить великолепную исследовательскую работу доктора психологических наук Ю.З. Гильбуха. Вместе с группой ученых им была разработана дифференцированная система обучения, дающая больше возможности для проявления индивидуальности ребенка.

Теоретическая значимость работы заключается в разработке модели обучения и развития интеллектуально одаренных учащихся в начальной школе, включающей:

- способы конструирования содержания обучения для одаренных детей

- методы его освоения в процессе организации деятельности учащихся;

- формы дополнительного образования, направленные на развитие творческих способностей младших школьников;

- мониторинг интеллектуального, творческого и мотивационного компонентов развития одаренных детей.

Теоретическая  значимость исследования определяется разработкой дидактического и методического инструментария, который может быть использован в работе с интеллектуально одаренными детьми младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы, стать основой для создания учебно-методических пособий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий