Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности и углубленной
работе одаренных детей определяют требования к психологической атмосфере
занятий и к методам обучения.
По силам ли задачи изменений в содержании, процессе, результатах и атмосфере
обучения неподготовленному к этому учителю? Чаще всего нет.
Данные исследований подтверждают ответ, подсказанный здравым смыслом:
- Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных
детей, не знают их особенностей;
- Неподготовленные к работе с высокоинтеллектуальными
детьми учителя равнодушны к их проблемам (они просто не могут их понять);
- Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по
отношению к выдающимся детям: ведь они создают определенную угрозу
учительскому авторитету;
- Такие учителя часто используют для одаренных детей
тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.
Таким образом, необходимо ставить и решать задачу подготовки учителей
специально для одаренных. Как показали исследования, именно дети с высоким
интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе. Признанный авторитет в
вопросах образования Бенджамин Блум выделил три типа учителей, работа с
которыми одинаково важна для развития одаренных учащихся. Это:
- учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и
создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к
предмету;
- учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий
с ребенком технику исполнения;
- учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень.
Сочетание в одном человеке особенностей, обеспечивающих развитие в одаренном
ребенке всех этих сторон, чрезвычайно редко.
Исследования говорят, что подготовленные учителя значимо отличаются от тех,
кто не прошел соответствующего обучения. Они используют методы, более
подходящие для одаренных; они больше способствуют самостоятельной работе
учащихся и стимулируют сложные познавательные процессы (обобщение,
углубленный анализ проблем, оценку информации и т.д.). Подготовленные учителя
больше ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию риска.
Замечают ли учащиеся отличия между прошедшими не прошедшими специальную
подготовку учителями? Да, совершенно однозначно одаренные дети оценивают
атмосферу в классе у подготовленных учителей как более благоприятную.
Межличностное общение, способствующее оптимальному развитию детей с
выдающимся интеллектом, должно носить характер помощи, поддержки,
недирективности. Это определяется такими особенностями представлений и
взглядов учителя:
- представления о других: окружающие способны
самостоятельно решать свои проблемы; они дружелюбны имеют хорошие намерения; им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать; окружающим присуще стремление к творчеству; они являются
источником скорее положительных эмоций, чем отрицательных;
- представления о себе: я верю, что связан с другими, а не
отделен и отчужден от них, я компетентен в решении стоящих проблем; я несу
ответственность за свои действия и заслуживаю доверия; меня любят, я
привлекателен как человек;
- цель учителя: помочь проявлению и развитию способностей
ученика, оказать ему поддержку и помощь.
По мнению исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе, в
процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим
характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы;
создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет
учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает
личность, способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ученика.
Неизбежно возникает вопрос: «Существует ли такой учитель — «образец образцов»
— в природе и можно ли такие качества, умения развить».
Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессионально-
личностные качества по меньшей мере тремя путями: с помощью тренингов — в
достижении понимания самих себя и других; предоставлением знаний о процессах
обучения, развития и особенностях разных видов одаренностей; тренировкой
умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать
индивидуальные программы.
Одной из форм работы с одаренными детьми является менторство (индивидуальное
руководство).
В нашей стране эта форма известна мало. В некоторых школах можно встретить
научных работников, студентов, которые проводят дополнительные занятия или же
ведут кружки. Спонтанно могут возникать более тесные личные связи между
наставником и учеником, что чрезвычайно важно. Потребность в таких
взаимоотношениях особенно велика у ребенка с высоким интеллектом, с
необычными запросами, которые трудно удовлетворить в условиях школьного
обучения. Пока у нас при всех переменах в системе образования, эта форма
работы не используется целенаправленно. В то же время в США уже сложилась
определенная традиция руководства со стороны опытного специалиста подающим
большие надежды учеником. Эту индивидуальную форму работы называют
менторством.
Большое распространение получило слово «наставничество», которое чаще
относят к области профессионального обучения в производственной сфере.
Менторство осуществляется в нескольких видах. Менторы могут привлекаться
периодически к работе с группой или отдельными выдающимися учениками для того чтобы расширить их знания о мире профессии, специальностях, и видах
деятельности. Менторы могут систематически работать с малой группой или одним
учащимся над проектом на протяжении какого-то времени. «Классически» вид
менторства связан с историческим пониманием этого термина — наставник,
советчик, тот, кем учащийся восхищается, кому стремится подражать, кто
оказывает влияние на его жизнь.
Менторство приводит «к учению с увлечением» и дает школьникам не только
знания и умения. Оно способствует формированию положительного «образа Я» и
адекватной самооценки, развитию способностей к лидерству и умений социального
взаимодействия, помогает устанавливать длительные дружеские отношения со
сверстниками и благоприятствует творческим достижениям. Школьники учатся
учитывать свои не только сильные, но и слабые стороны.
Очень понравилось, содержательнои по делу
ОтветитьУдалить