Теоретическая характеристика проблемы одаренности


Одаренность в самом общем виде определяется как «повышенный уровень развития одной или нескольких способностей человека, на основе которых он имеет возможность достигать сверхвысоких успехов в социально значимых видах деятельности и которые тем самым выделяют его среди других представителей данной возрастной или социальной группы.                                                                  
«Одаренность – это всегда системное качество, в котором интегрированы и познавательная, и эмоциональная, и личностная сферы сознания человека».                                                                                                                                 Одаренные дети, по оценке опытных специалистов, в силу способностей демонстрируют высокие достижения и (или) потенциальные возможности в одной или нескольких сферах.                                                                                                  
Одаренные дети:
°   имеют     более     высокие  по сравнению с большинством интеллектуальные   способности,   восприимчивость   к   учению, творческие возможности и проявления;   имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
°   испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности. Для проявления одаренности необходимо создание определенных условий, в которых осуществляется поддержка талантов различными детскими группами и коллективами, общественными организациями, семьей, системой основного и дополнительного образования, представителями различных ведомств на всех этапах становления и развития индивидуальной одаренности. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Выявление одаренных детей необходимо для постановки адекватных задач их обучения и воспитания, а также оказания им помощи и поддержки.                                                                                                                    
 Анализ литературы по проблеме изучения способностей и одаренности в младшем школьном возрасте выявил, что одаренность у младших школьников проявляется как своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей ребенка адаптироваться к жизни. это прежде всего – максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода; обращается особое внимание на то, что необходимо развивать способности отражать внешний мир и себя в нем как мыслящей частицы природы (мы слышим, видим, нюхаем и т. д. – все органы чувств работают на этот процесс); способности проектировать внешнюю среду, в том числе и себя (создание иной, рукотворной природы мысленно, работой воображения, создание гипотез – завтра сделать то- то и то-то.); способности создавать в процессе своей деятельности продукты и предметы, удовлетворяющие устремления и потребности человека, и перерабатывать себя изнутри по меркам гармонии (реализация замыслов, конкретные действия с конкретными вещами и предметами).С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая становится для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста – произвольность психических процессов, рефлексия и внутренний план мышления.                        
Одним из важнейших компонентов, способствующих созданию и поддержанию на высоком уровне научно-технического, политического, культурного и управленческого потенциала страны является налаженная система поиска и обучения одаренных индивидуумов. Формирование интеллектуальной элиты, которая по существу задает темп развитию науки, техники, экономики, культуры, определяет эффективность этого развития.



Комментариев нет:

Отправить комментарий